+7 495 177-04-47
+7 967 000-84-84

Электронная подпись (ЭЦП, КЭП)

Надёжный вид электронной подписи, равносильный собственноручной подписи владельца сказано в Федеральный закон № 63‑ФЗ от 06.04.2011. Квалифицированной ЭЦП можно заверять любые электронные документы и отправлять их операторам электронных площадок, контрагентам, в госорганы или суд. КЭП можно получить только в аккредитованном удостоверяющем центре.

 

Что такое электронная подпись

 

Это информация, которая прикрепляется к электронному документу. Договор, который вы подпишете этой подписью, будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный. Например, если одна из сторон не соблюдает условия сотрудничества, с таким документом можно идти в суд. Это ваша рукописная подпись, но в интернете. И у нее есть ряд функций.

check.png (2 KB) Подтверждает автора

У злоумышленников не получиться отправлять документы от вашего имени.

И наоборот. Если документ подписали именно вы, получатель будет уверен в этом на 100%.

besplatnaya-semeynaya-konsultatsiya.png (6 KB)Дает юридическую силу

С электронной подписью вы можете подавать заявления, сдавать отчеты в налоговую, продавать и покупать ценные бумаги. И все это не выходя из дома, за компьютером.

zash.png (4 KB)Защищает от подделки

Если вы подписали и отправили документ, то злоумышленники не смогут его изменить или подделать.

accept-database.png (3 KB)Подтверждает целостность

Вы узнаете, если ваш клиент подписал документ, а потом исправил в нем информацию: случайно или специально.

 

Какие бывают электронные подписи

Существует три вида электронных подписей.

  • Shield-check_icon-icons.com_51912.png (7 KB)Простая

    Вы подтверждаете свои действия с помощью паролей или кодов. Основная задача — установить личность.

    Пример: вы входите на сайт и вводите свои логин и пароль — это простая электронная подпись.

  • shield_77956.png (4 KB) Усиленная неквалифицированная

    Документ подписывается с помощью специальной шифровальной программы и криптографического ключа. Эта подпись более надежная, чем «простая». Она подтверждает личность автора и гарантирует, что документ не изменили после того, как подписали.

  • secure.png (2 KB)Усиленная неквалифицированная

    Работает по такому же принципу, как и неквалифицированная. Есть лишь 2 отличия:

    - шифровальную программу одобряет ФСБ;
    - подпись выдает удостоверяющий центр, аккредитованный минкомсвязи.

В 95% случаев используется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП): для работы с госуслуги, отправки отчетов в ФНС или электронных торгов.

Поэтому дальше в статье под понятием «электронная подпись» мы будем подразумевать именно квалифицированную электронную подпись (КЭП).

Раньше в законе использовалось понятие «электронно-цифровая подпись» (ЭЦП), сейчас его заменили на «электронная подпись». Так что эти два определения — одно и то же.

 

Для регистрации онлайн-кассы или работы с ЕГАИС нужна квалифицированная электронная подпись.

 

 

Для чего нужна электронная подпись

 

auction-gavel-clip-art-3CKs04-clipart.png (6 KB)Для электронных торгов и аукционов

Электронная подпись нужна для любых закупок: коммерческих или государственных. Без нее нельзя оставлять заявки или подписывать контракты.

1_65.jpg (15 KB)Работать с госуслуги

Оформить ИП или подать заявление на паспорт. Оплатить штраф в ГИБДД или зарегистрировать автомобиль.

Reports.png (3 KB)Сдавать отчеты

Отправлять декларации о доходах в ФНС или отчеты об алкоголе в ЕГАИС. Также подпись нужна для взаимодействия с сайтами пенсионного фонда или Росстата.

ЭДО.png (4 KB)Электронный документооборот

Вы можете отправлять документы внутри своей компании, или за ее пределы. Электронная подпись гарантирует конфиденциальность и неизменность документов.

 

Как работает электронная подпись

Чтобы подписать документ, необходимо 3 вещи.

  • open.png (5 KB)Закрытый ключ

    Уникальный код, который нужен, чтобы создать подпись документа.
    Его знаете только вы. Он гарантия того, что подпись не подделают и не взломают.

  • 2049204.png (6 KB)Программа-шифратор

    Шифрует документы и подписывает их.
    На основе закрытого ключа программа формирует уникальную подпись для каждого документа.

  • certificate-clipart-2[1].png (5 KB)Сертификат

    Документ, который подтверждает то, что подпись принадлежит именно вам.
    Также в нем содержится открытый ключ, чтобы получатель мог проверить подписанный документ.

 

Как подписывается документ

 

  • Программа преобразовывает документ в строку символов. Алгоритм работает так, что разные документы преобразуются в разный набор символов, а одинаковые — в одинаковый.
  • Полученная строка называется хеш. А процесс преобразования — хеширование.
  • Программа зашифровывает хеш с помощью закрытого ключа. Процесс можно представить в виде того, что хеш кладется в коробку и закрывается на замок. Это и есть электронная подпись.
  • Вы отправляете документ, прикладываете к нему зашифрованный хеш и сертификат, в котором указаны ваши контактные данные.

 

Как получатель проверяет подлинность подписи

 

  • Получатель уверен в том, что именно вы подписали документ, потому что вместе с документом ему приходит сертификат.
  • Получатель хеширует документ также, как и вы до этого.
  • Подпись расшифровывается с помощью открытого ключа из сертификата. В результате получатель видит хеш, который вы отправили вместе с документом.
  • Получатель сравнивает ваш хеш и тот, который получился у него. Если они одинаковые, то документ не меняли и он имеет юридическую силу.

 

Как выбрать КЭП

 

Существует несколько десятков разновидностей подписей. Чтобы выбрать то, что вам нужно, смотрите на 2 основных параметра.

Возможности подписи

Нет одной подписи, которая подходила бы для всего сразу. Для доступа к госуслугам нужна одна КЭП, а для торгов — другая. Одну подпись можно использовать на нескольких торговых площадках, а другую только на одной конкретной. Поэтому обратите внимание на то, чтобы подпись, которую вы покупаете, соответствовала вашим потребностям.

Также нет смысла покупать лишний функционал. Если вы хотите только зарегистрировать кассу в ФНС, не нужно платить за доступ к росаккредитации.

Цена

Каждый удостоверяющий центр назначает цены сам. Одна компания — крупная и популярная, другую никто не знает. У кого-то хорошая техподдержка, у кого-то слабая. Поэтому перед тем как покупать подпись, изучите все варианты.

Обратите внимание!

Выбирайте продавца только на сайте минкомсвязи

 

Также на цену влияет комплектация подписи и ее возможности.

Для физлиц, которым нужно работать с сайтом госуслуг, подпись стоит около 1800 руб. А для юрлиц, которые хотят участвовать в торгах на всех площадках, подпись обойдется в 1800–10000 руб.

select-cert.png

Стандартная квалифицированная электронная подпись стоит 2.000–3.000 рублей. Она дает возможность участвовать в госзакупках, сдавать отчеты и пользоваться сайтом госуслуг.

Для регистрации онлайн-кассы подойдет стандартная КЭП

Как получить КЭП

 

  1. Обратитесь в удостоверяющий центр. Это организация, одобренная минкомсвязи, которая имеет право выдавать электронные подписи. Свяжитесь с ними через сайт или посетите офис.
  2. Вам пришлют информацию, которая нужна для получения подписи: анкету заявления, перечень документов и их образцы. Также выставят счет на оплату. Если обращаетесь через сайт, вам ответят через 1–3 часа.
  3. Вы оплачиваете счет и собираете копии документов. На этом этапе вам не нужны оригиналы.
staff.pngДля физлица

- Паспорт;

- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

user.png (6 KB)Для юрлица или ИП

- Все, что для физлица;

- Учредительные документы;

- Свидетельство о государственной регистрации юридических лиц;

- ИНН заявителя.

Если заявитель получает подпись не на себя, нужна доверенность.

  1. После того, как вы оплатили счет и отправили копии документов, удостоверяющий центр все проверяет. Рассмотрение занимает 1–3 дня, но за 2000–2500 рублей можно ускорить этот процесс до 1 часа. Если с документами все в порядке, вас пригласят забрать свою подпись.
  2. Вы приносите в удостоверяющий центр оригиналы документов или заверенные копии.
  3. Вам выдают флешку (рутокен), на которую установлен ключ, сертификат и программа для создания подписи (не обязательно).

124ac2a371c9bcaede09d2119fb46837.png

 

Что такое удостоверяющий центр

 

Это доверенное лицо, которое имеет лицензию от ФСБ. У этой организации несколько функций, связанных с электронными подписями.

 

  • certificate-clipart-2[1].png (5 KB)Создает сертификаты

    Центр выдает документ, в котором указаны все ваши контактные данные.

    С помощью этого сертификата, получатель сможет проверить электронную подпись и убедится, что она принадлежит именно вам.

  • 7iaLR9r5T.png (2 KB)Распространяет подписи

    Получить квалифицированную подпись можно только в удостоверяющих центрах.

    Центр создает закрытый ключ и никому не сообщает его, кроме вас.

  • 0007-007-.png (5 KB)Обеспечивает проверку сертификатов

    Центр ведет базу сертификатов.

    Если вы получили документ, который подписан электронной подписью, то можете обратиться в центр и удостовериться, что сертификат и подпись отправителя действительно верные.

 

Электронная подпись для 54-ФЗ

 

Электронная подпись упрощает работу с онлайн-кассами. Чтобы подписать любой договор, нужно просто заполнить данные о себе и нажать одну кнопку.

Сертификат, свидетельство Интернет-магазина COMPIK-S.RU
0
0
Онлайн курсы IT